Музыкальный руководитель

Советы начинающему Музыкальному руководителю.

10.01.2022

Советы начинающему Музыкальному руководителю.

 

 Нашу работу никто не видит, потому что мы – волшебники.

Кто сказал, что рабочий день музыкального руководителя – 5 часов? Нет, это круглосуточная работа. Занятие – это тоже праздник, на котором дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом, узнают новое, и получают много удовольствия от музыки. Именно занятие – показатель работы муз.руководителя.

 Всегда интересно, когда на праздниках, исполняя песню, дети встают в разных построениях (полукруг; 4 полукруга; на кружочках; солисты впереди; два ряда:1-девочки, 2-й – мальчики; отдельно мальчики и девочки; парами врассыпную; в шахматном порядке; в кругу лицом к елке или к зрителям; и т.д.)

 За организацию праздников для взрослых отвечает профком (юбилей, новый год, 8 марта и т.д.), так как муз. руководители работают с детьми. Мы можем помочь музыкой (по их просьбе).

 Если в детском саду два муз. руководителя, для более эффективной работы можно распределить группы по параллелям (Например: 1-й ведет - 2 средних, 2 подготовительных, 2-й - 2 младших, 2 старших группы) .

Музыкальный руководитель – это пример стиля в дошкольном учреждении, а музыкальный зал – визитная карточка детского сада. Поэтому музыкальный руководитель женщина всегда должна быть стильной, женственной и элегантной (юбки, платья, светлые тона одежды), музыкальный руководитель мужчина - стильным, элегантным и мужественным (рубашка, брюки).

 Основные праздники в детском саду – Новый год, Выпускной.

 Осенний праздник отмечается без родителей на свежем воздухе (в парке или на территории детского сада) в виде развлечения, на 8 марта можно подготовить концерт или музыкальный спектакль («Федора», «Муха-Цокотуха» и т.д.).

Такие праздники как Колядки и Масленица силами взрослых.

День дошкольного работника отмечается без участия детей.

В сценарии до мелочей важно прописывать реквизит, чтобы при подготовке к празднику ничего не забыть.

При обсуждении сценария с воспитателями и методистом распределять, кто отвечает за изготовление атрибутов к празднику, закупку необходимого. Назначать репетиции. Герои и ведущий обязательно учат свои слова наизусть.

Сценарии разрешается повторять раз в несколько лет, но для развития своего профессионального мастерства лучше брать что-то новое и интересное. Праздник в детском саду – это не показательное выступление. На утреннике дети тоже хотят: - Веселиться и видеть все действие не из-за шторки, а воочию;

 - На занятиях не репетировать до умопомрачения, а получать удовольствие от общения с музыкой в разных видах деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на д.м.и.); -

На празднике исполнять общие танцы (вальс, кадриль, полька и т.д.), а не пассивно сидеть (по причине – плохо справляются с движениями)

Хорошо брать на утренник больше общих игр, где все дети участвуют и двигаются в пространстве. Лучше не использовать игры-эстафеты, ведь праздник музыкальный, а не спортивный.

 Есть много интересных музыкальных общих игр («Что нам нравится зимой», «Дед Мороз и дети», «Чей кружок скорее соберется» и т.д.)

В работе с детьми стараться использовать только детскую музыку.

 Она имеет 4 направления:

  1. Детские песни.
  2. Классическая музыка.
  3. Русский фольклор.
  4. Фольклор других стран.

Песни желательно исполнять, особенно в младших и средних группах, под звучание «живой» музыки. Так дети лучше интонируют.

На заметку:  для хорошего интонирования полезны распевки  А. Евтодьевой  из  ее сборника «Учимся петь, танцевать, играя».

 Для эффективной работы нужно иметь хорошую базу:

библиотеку книг программы «Ладушки» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой;

 видео и книги программы «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой;Хочу такой сайт

материалы А. Евтодьевой (сборник «Учимся петь и танцевать, играя», ее диски и ноты с песнями для всех праздников);

 видео танцев и праздников В. Вержаковой; программу О. Радыновой «Слушание музыки»;Хочу такой сайт

видео, аудио и книги программы Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;

журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя».

Репертуар песен для разных групп удобно хранить в отдельных папках.

Для каждой возрастной группы – своя.

 Для проведения утренней гимнастики берите также русские народные мелодии («Пойду ли, выйду ль я», «Калинка-малинка», «Ах ты, береза», «Валенки», «Светит месяц» и т.д.);

Так как у детей дошкольного возраста, в первую очередь развито наглядно-образное мышление, на каждом занятии необходимо использовать наглядный материал (игрушки, репродукции картин, иллюстрации); Желательно просматривать свои праздники на видео для самоанализа. Каждый новый учебный год музыкальным руководителям нужно писать свои пожелания по приобретению для музыкального кабинета канцелярии, костюмов и атрибутов к праздникам и развлечениям; Также перед праздником пишутся пожелания о необходимом. «Праздник – мощное средство воспитания чувств.

Если поставить целью вызвать ЧУВСТВО РАДОСТИ, то работа будет проводиться более глубокая» (цитата из статьи, посвященной празднику в детском саду.  Журнал «Справочник методиста» ноябрь 2015 года)

На выпускной не следует брать песни, где поется о прощании с детством («Детство» Ю. Шатунова, «Куда уходит детство» А. Пугачевой). Это ведь не школьный выпускной.

 «Всегда иметь в репертуаре каждой возрастной группы номер, который можно показать неожиданным гостям». Т. Суворова.

 В начале занятия дети обычно разучивают какое-то новое движение.

Праздник рассчитывается так: время занятия умножается на два (вторая младшая – 30 минут, средняя – 40 минут, старшая – 50 минут, подготовительная – 1 час)

 На выпускном празднике поблагодарить всех сотрудников можно всего лишь одним четверостишием, затем спеть песню про журавликов (переделанная немного для выпускного песня А. Евтодьевой «Улетают журавли»), после песни отдать журавликов маме, подойти обнять свою воспитательницу, а после праздника запустить журавликов в небо с воздушным шариком, загадав желание.

Для игры на д.м.и. много потрясающих оркестровок можно взять в программе Т.Э. Тютюнниковой. Не надо придумывать сложные движения.

 «Любое самое высокое мастерство основано на умении хорошо делать элементарные вещи»                    (Игорь Москвин).

 Игры на празднике не должны быть однотипные.

Например: 1. Сложить из букв слово.

  1. Сложить из пазлов корабль).

Важно пополнять словарный запас детей. Не употреблять все время слово «Молодец», «Веселый», «Красивая». Существует специальный список слов для обозначения характера музыки и для похвалы ребенка. Ознакомьтесь с ним.

Слушание музыки лучше всего делать активным (например, под «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского дети импровизируют с белыми шарфиками).

В каждом занятии должны быть две импровизации, тогда в конце года вы детей не узнаете, такими они будут творческими. Важно следить за грамотностью своей речи: чтобы не было сорных слов, косноязычия. Хорошо самим культурно обогащаться – ходить в музей, в филармонию, в театр.

Посещайте профессиональные курсы лучших педагогов дошкольного образования.

 Репертуар, который используется музыкальным руководителем, должен быть доступен для восприятия детьми дошкольного возраста (например, тема стиляг не подходит для дошкольников – они еще читают и смотрят сказки).

Много полезного можно почерпнуть из вебинаров потрясающего педагога Т. Э. Тютюнниковой. Хорошо, когда есть команда – люди, которые помогают словом и делом, потому, что музыкальный руководитель совмещает в себе очень много видов деятельности (музыкант, сценарист, хореограф, режиссер, художник-оформитель, мастер по изготовлению атрибутов и т.д.). И иногда какую-то задумку интересную может не докрутить, где-то логически не домыслить, что-то не суметь сам сделать.

Верните ребенку детство!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(989)888-01-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».